Измени мысли и твоя жизнь изменится! Так просто?

14. Апр 2019 | Статьи

Кади Кютт
холистический регрессионный терапевт

arevus ja mottedЧеловек своими мыслями способен полностью загнать себя в тупик. Мы слишком много волнуемся, сравниваем себя с другими, ругаем и браним свою неспособность. Мы раздуваем мелочи до гигантских масштабов, ничего не значащие промахи — до размеров катастрофы. Все это приводит к тревожности в духе и теле. Можем ли мы сами управлять своими мыслями? Помогает ли работа с собственными негативными мыслями исцелиться от тревожности?

«У меня ощущение, что я не в состоянии ни с чем справиться. В последнее время я просыпаюсь утром, мне плохо, потому что я не знаю, смогу ли я дотянуть день до вечера, чтобы меня не уволили с работы», — тарахтит на одном дыхании Пилле*, которая сделала успешную карьеру в управлении финансов. Голос женщины бойкий, но тело выдает усталость и дефицит энергии. Пилле уже не справляется со своей тревожностью — она раздражается на коллег, кричит на детей, в последние месяцы у нее колотится сердце, потеют руки, в горле чувство, как будто там ветка с шипами.

Когда нужно искать помощи

Если тревожное состояние продолжается долгое время или если симптомы очень интенсивны, физическое и духовное здоровье начинают сдавать. Спина и шея находятся в хроническом напряжении, возникают проблемы с пищеварением, со сном, проблемы в сексуальной жизни. Если тело постоянно готово к реакции «борись или беги», активность иммунной системы для сохранения энергозапасов организма серьезно подавлена, и мы гораздо более восприимчивы к вирусам. Кроме здоровья страдает самооценка, пропадает жизненная сила, может сформироваться депрессия.

Но может быть и так, что обычные симптомы депрессии почти не проявляются. Вернее симптомы, которые указывают на проблему, конечно же, имеются, но человек просто о них не знает. Мы ведь чудесно умеем обманывать себя! Мы можем даже не догадываться, что постоянный внутренний диалог, беспокойство о дне грядущем, сравнение себя с другими, детальные планы на любой случай жизни, стремление к идеалу, потребность контролировать все и всех, а также неспособность наслаждаться жизнью — это тоже признаки нездоровой тревожности. Они приводят к большой усталости и все нарастающему стрессу.

Такое состояние заставляет человека смотреть на всю свою жизнь как через кривой фильтр: задачи, которые до сих пор казались посильными, внезапно кажутся сложными, новые ситуации кроют в себе слишком высокий риск, у детей дисфункция внимания, коллеги работают против, начальник слишком требовательный.

«До сих пор я удовлетворительно справлялась со своей работой, а сейчас я чувствую, что я абсолютный лузер. Я больше не могу», — вздыхает Пилле. Время обратиться за помощью: посетить семейного врача, чтобы исключить физические болезни и найти психотерапевта, который умеет слушать, понимает и может выстоять в эмоциональной буре клиента.

Работа с мыслями, производящими тревожность

Значительная часть клиентов, которые приходят с проблемами тревожности на холистическую регрессионную терапию, уже прошли когнитивно-поведенческую терапию, поскольку этот вид терапии официально акцептируется в Эстонии и финансируется Больничной кассой.

Когнитивно-поведенческая терапия руководствуется пониманием, что плохое самочувствие берет свое начало в негативных мыслях самого человека, а также значениях и трактовках, даваемых жизненным ситуациям. Терапевт помогает клиенту распознать мысли, вызывающие тревожность, а также переформулировать их в позитивном ключе.

Приведу здесь простой пример. Когда человек из-за увольнения или сокращения теряет рабочее место, естественно, что он грустен и разочарован. Но этому могут сопутствовать и самообвинения — «Я последний неудачник» — , провал в депрессию — «Любые усилия бессмысленны» — и гневное обвинение работодателя — «Эти злодеи разрушили мою жизнь». Пропадает любое желание искать новое место работы, потому что сама мысль об очередных провалах вызывает огромную тревожность. Но ты сделаешь большую ошибку, если будешь думать, что твое освобождение от работынапрямую ведет к твоему плохому самочувствию и сомнениях в себе. Важную роль играет один промежуточный этап — твои мыслии убежденияо возможности отпустить произошедшее, то есть то, как ты себе объяснишь пережитое.

Терапия учит человека более здраво смотреть на свои мысли и эмоции, учит узнавать привычку придавать вещам слишком большое значение, раздувать катастрофы из неудач.

Тебя уволили. «Ну плохо, да! Это спутало все мои планы, но я справлюсь. Мне нужно время, чтобы восстановить нервы и набраться сил, и тогда я начну искать новую работу», — так можно сказать себе. Возможно, ты все же будешь разочарован, но не в депрессии и гневе. Или еще лучше: «Может быть, этот опыт нужен для того, чтобы в мою жизнь могло прийти что-то совершенно новое?». Такое отношение было бы гораздо более выгодно для твоего духа и здоровья, оно помогло бы тебе быть открытым новым возможностям, вместо тревожности тебя бы заполнило вдохновение и энергия. Так ты сможешь двигаться дальше, вместо того, чтобы провалиться в дыру депрессии.

У тебя всегдаесть выбор, на что обращать свое внимание!

Работа с мыслями предполагает самоосознанность

Изучение своих мыслей с помощью терапевта — это очень нужная работа, потому что многие живут как в тумане — они совсем не осознают, как самиизнуряют себя своими мыслями о том, что все плохо и все виноваты. Но мне кажется, что при тревожности — это только начало.

Такой способ терапии хорошо действует при следующих условиях: 1) человек может в любой момент присутствовать полностью в настоящем — он обращает внимание на мысли, вызывающие тревожность, 2) у человека достаточно самодисциплины и воли, чтобы постоянно, изо дня в день работать над своими мыслями, 3) мысли и убеждения из прошлого не скрыты в подсознании, а человек осознает их, понимает, почему он чувствует или ведет себя именно так.

«Ты считаешь, что я сама не знаю, что я недолжна повторять себе, что я вообще ни с чем не могу справиться?!», — спрашивает у меня Пилле с безнадежностью в голосе. Конечно же, она знает, но эти «чертовы мысли просто приходят» и попытки преобразовать их в позитив просто утекают в песок.

Потому что такое самоуничижающее мышление близко знакомо Пилле, она неосознанно десятилетиями практиковала его на себе. «Я во всем должна была быть лучшей. Я должна была прикладывать сумасшедшие усилия, чтобы мама хоть немного была довольна. Но ей все время было недостаточно! То я слишком медленно двигалась, то я делала слишком мало», — объясняет женщина. И сегодня она сколько угодно может повторять себе, что справится со всем, что, вероятно, ее услуги будут нужны и в дальнейшем, но на сердце ей все равно плохо, в горле свербит.

Среди моих тревожных клиентов можно встретить опытных людей, занимающихся самосовершенствованием, учителей йоги, людей, занимающихся медитацией, которые осознают свои мысли, могут с успехом сказать им «стоп», когда мысль «я неуклюжий-глупый-толстый-страшный» рождается в их голове. Но и им не удалось освободиться от тревожности при помощи работы с мыслями. Почему?

Скрытая в теле боль прошлого

Когда ребенок видит, что он и его потребности не принимаются всерьез, что он не может выразить свои чувства, он довольно рано учится подавлять свои потребности и скрывать эмоции. Мать Пилле предъявляла высокие требования, обвиняла и стыдила дочь, а когда это не помогало, она призывала на помощь различные приемы манипуляции, например, плакала и требовала сочувствия дочери. Ребенок же перед всем этим совершенно беззащитен! Она хотела бы в гневе воспротивиться или убежать, но тогда ее накажут; она хотела бы что-то рассказать, но никого не интересует; она хотела бы выразить свою боль и заплакать, но мама от этого будет еще несчастнее. И ребенок решает быть еще старательнее и усерднее, потому что он очень хочет нравиться маме. Мама ведь — это самое важное! Однако у ребенка остается непрожитый опыт, энергии в теле никуда не деваются — страх, стыд и чувство неполноценности подавляются глубоко в подсознание. Как будто запираются в теле в ловушку.

Ученые новой парадигмы говорят о психосоматической сети — межклеточной коммуникационной сети, находящейся в мозге и теле, ощущениях тела. «Да, симптомы кроются в теле, но они почти всегда есть и в чувствах — осознанно или подсознательно. Чувства и тело нельзя разделять; все, что действует в одном, имеется и в другом», — утверждает всемирно известный психофармаколог Кэндис Б. Перт.

Если со взрослым человеком типа Пилле случится что-либо, что ей хоть немного напомнит пережитое в детстве, например, не терпящий возражений начальник своими требованиями заставит Пилле сомневаться в себе, — это приведет к тревожности и плохому самочувствию. В этой ситуации из нижних слоев сознания поднимутся те же страх, стыд и чувство неполноценности, потому что глубоко внутри Пилле до сих пор прячется боязливая маленькая девочка, которая старается и из кожи вон лезет, чтобы понравиться маме, но все равно ощущает себя неудачницей. До тех пор, пока Пилле не осознает эти подавленные эмоции, она не сможет от них освободиться, и они будут продолжать оказывать влияние на ее решения, отношения и поведение. «Если в подсознательные чувства что-то было запрограммировано, оно управляет нашей биологией на протяжении всей нашей жизни», — говорит то же, но другими словами клеточный биолог Брюс Липтон.

Наш сознательный дух – очень творческое явление, он может изобретать разные позитивные мысли (например, «Я со всем справлюсь»), но подсознание зиждется на привычках — реагируя на стимулы окружающей среды, оно снова и снова запускает знакомые эмоции и поведение. Так Пилле снова и снова «проваливается» в сети страха, стыда, сомнений в себе, не осознавая кроющихся за ними убеждений.

Разумеется, разговоры о болезненных аспектах приносят определенное облегчение, но лишь вынесение на поверхность скрытых убеждений, отпускание чувств может дать стабильный результат. Такой подход дарит нам намного более эффективные методы для изменения нашего состояния здоровья, благополучия и жизни, чем просто работа с мыслями.

Мысли, эмоции и поведение человека — это единое целое, они находятся в постоянном взаимодействии. Таким образом, работа с мыслями помогает лучше узнавать и осознавать себя, замечать, чем именно мы ежедневно питаем тревожность, а также изменить, опираясь на это знание, свое поведение и образ жизни. Но если наши негативные мысли и трактовки, а также непрожитые чувства скрыты глубоко в подсознании, то беседа поможет нам пройти лишь половину пути. Работая на поверхности, мы, конечно, сможем улучшить самочувствие, но не исцелиться полностью. Здесь нам нужна терапия, которая одновременно работает с мыслями, чувствами и телом.

* Имя и важные детали истории изменены для обеспечения анонимности клиента.

* Это вторая статья из серии статей «О тревожности под разными углами», выходящей в Интернет-журнале EDASI.org.

Loe ka neid postitusi:

Подпишись на рассылку

Regressiooniteraapia bänner

Koostööpartnerid

 

 

 

0 Comments

Submit a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *